Обязательное социально медицинское страхование

16 ноября 2015года подписан Закон Республики Казахстан за № 405-V ЗРК» Об обязательном социальном медицинском страховании». Закон вводится в действие с 1 марта 2016года. Закон регулирует общественные отношения  возникающие  в системе  обязательного  медицинского страхования , в целях реализации конституционного права граждан на охрану здоровья.

Переход на МС будет осуществляться поэтапно:

С 2017г. работающее население еще не будет делать отчисления   в фонд. Оно начнет платить всего 1% со своего дохода , начиная с 2019года.

С 2017года будет платить работодатель 2% от  среднемесячного дохода своего работника. Неработающее население – самозанятые, с того же года начинают с 2%.

В 2018году работающее население тоже не платит. А работодатель платит уже 3%  от среднемесячного дохода своего работника; неработающие- самозанятые -4%.

В 2019году работники должны платить 1% от своего дохода, работодатель-5%; самозанятые-4%.

В 2020году все работающие должны отчислять 2% от своего дохода, работодатель-5%; самозанятые- 7%. 

Фонд обязательного медицинского страхования  будет создан при Правительстве РК.

Идеология обязательного медицинского страхования предполагает три основные задачи: достижение солидарной ответственности , обеспечение финансовой устойчивости системы здравоохранения  , эффективность оказания медицинской помощи.

В ОМС три участника: государство, работодатель и сам человек и три пакета услуг.

Первый базовый- представляет  ГОБМП, финансируемый из Республиканского бюджета. Этот пакет будет доступен всем гражданам РК и составит не менее половины всего объема финансирования.  Он включает скорую помощь, санитарную авиацию, медицинскую помощь при социально значимых заболеваниях и в экстренных случаях. , а также иммунизация. Это оказание услуг на амбулаторно- поликлиническом уровне с лекарственным обеспечением по социальным болезням, таким как туберкулез,  сахарный диабет. Т.е. государственное финансирование сохранится.

Второй пакет- как дополнительный. В нем обозначены болезни , которые могут развиваться, и могут не развиваться. ( грипп, инфаркт миокарда, бронхит ). Поэтому второй пакет финансируется из вновь создаваемого фонда медицинского страхования. : за счет работодателей, участников системы страхования и государства. Государство будет платить за категорию граждан , освобождаемых от уплаты взносов в фонд соц. мед. страхования. Это: дети и многодетные матери, участники и инвалиды ВОВ, инвалиды, безработные и воспитанники интернатов, студенты, неработающие беременные женщины и женщины находящиеся в декретном отпуске; а также пенсионеры, военнослужащие, сотрудники специальных и правоохранительных органов, лица отбывающие наказание в исправительных учреждениях. Во второй пакет входит: амбулаторно- поликлиническая помощь, стационарная помощь ( за исключением  социально- значимых заболеваний), стационарозамещающая помощь ( за исключением социально- значимых заболеваний), восстановительное лечение  и медицинская реабилитация, паллиативная помощь и сестринский уход, высокоспециализированная помощь.

Третий пакет  предполагает развитие добровольного страхования, каждый может создать для себя свой страховой полис.  В новой схеме участников три: система здравоохранения ( отвечает за качество услуг),  сам пациент ( за свое здоровье) и работодатель

( за создание нормальных условий труда, формирование новой культуры здоровья). Государство координирует процесс  и помогает его участникам , используя исполнительские и нормативно- законодательные полномочия.

Изменится лицо системы здравоохранения . Мед. работники  будут ориентированы на  качество медицинской помощи. Работодатели – на сохранение и укрепление человеческого капитала. Больные на повышение ответственности за свое здоровье.

Преимущества ОСМС-

1.    Вводится принцип солидарной ответственности  государства, работодателей и граждан за свое здоровье. 

2.    Благодаря тому , что финансирование  идет из нескольких каналов, система здравоохранения становится устойчивой. При этом  деятельность фонда будет прозрачной  и строго контролируемой.

3.    Эффективность использования.

4.    Качество медицинских услуг  в системе ОСМС будет обеспечиваться : совершенствованием  стандартов в области  здравоохранения, клинических протоколов и алгоритма по организации оказания медицинской помощи; аккредитацией медицинских организаций; внутренней  экспертизой качества медицинских услуг; дополнительным образованием  медицинских работников; государственным контролем  в сфере  оказания  медицинских услуг.

5.    Закуп у субъектов здравоохранения услуг  по оказанию медицинской помощи  в системе ОСМС будут осуществляться  на основании принципов: сбалансированности  доходов  системы ОСМС с обязательствами  по оказанию медицинской помощи; обеспечения территориальной доступности медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования; равенства  субъектов здравоохранения; добросовестной конкуренции; качества и эффективности оказания медицинских услуг;