Обязательное социально медицинское страхование
16 ноября 2015года подписан Закон Республики Казахстан за № 405-V ЗРК» Об обязательном социальном медицинском страховании». Закон вводится в действие с 1 марта 2016года. Закон регулирует общественные отношения возникающие в системе обязательного медицинского страхования , в целях реализации конституционного права граждан на охрану здоровья.
Переход на МС будет осуществляться поэтапно:
С 2017г. работающее население еще не будет делать отчисления в фонд. Оно начнет платить всего 1% со своего дохода , начиная с 2019года.
С 2017года будет платить работодатель 2% от среднемесячного дохода своего работника. Неработающее население – самозанятые, с того же года начинают с 2%.
В 2018году работающее население тоже не платит. А работодатель платит уже 3% от среднемесячного дохода своего работника; неработающие- самозанятые -4%.
В 2019году работники должны платить 1% от своего дохода, работодатель-5%; самозанятые-4%.
В 2020году все работающие должны отчислять 2% от своего дохода, работодатель-5%; самозанятые- 7%.
Фонд обязательного медицинского страхования будет создан при Правительстве РК.
Идеология обязательного медицинского страхования предполагает три основные задачи: достижение солидарной ответственности , обеспечение финансовой устойчивости системы здравоохранения , эффективность оказания медицинской помощи.
В ОМС три участника: государство, работодатель и сам человек и три пакета услуг.
Первый базовый- представляет ГОБМП, финансируемый из Республиканского бюджета. Этот пакет будет доступен всем гражданам РК и составит не менее половины всего объема финансирования. Он включает скорую помощь, санитарную авиацию, медицинскую помощь при социально значимых заболеваниях и в экстренных случаях. , а также иммунизация. Это оказание услуг на амбулаторно- поликлиническом уровне с лекарственным обеспечением по социальным болезням, таким как туберкулез, сахарный диабет. Т.е. государственное финансирование сохранится.
Второй пакет- как дополнительный. В нем обозначены болезни , которые могут развиваться, и могут не развиваться. ( грипп, инфаркт миокарда, бронхит ). Поэтому второй пакет финансируется из вновь создаваемого фонда медицинского страхования. : за счет работодателей, участников системы страхования и государства. Государство будет платить за категорию граждан , освобождаемых от уплаты взносов в фонд соц. мед. страхования. Это: дети и многодетные матери, участники и инвалиды ВОВ, инвалиды, безработные и воспитанники интернатов, студенты, неработающие беременные женщины и женщины находящиеся в декретном отпуске; а также пенсионеры, военнослужащие, сотрудники специальных и правоохранительных органов, лица отбывающие наказание в исправительных учреждениях. Во второй пакет входит: амбулаторно- поликлиническая помощь, стационарная помощь ( за исключением социально- значимых заболеваний), стационарозамещающая помощь ( за исключением социально- значимых заболеваний), восстановительное лечение и медицинская реабилитация, паллиативная помощь и сестринский уход, высокоспециализированная помощь.
Третий пакет предполагает развитие добровольного страхования, каждый может создать для себя свой страховой полис. В новой схеме участников три: система здравоохранения ( отвечает за качество услуг), сам пациент ( за свое здоровье) и работодатель
( за создание нормальных условий труда, формирование новой культуры здоровья). Государство координирует процесс и помогает его участникам , используя исполнительские и нормативно- законодательные полномочия.
Изменится лицо системы здравоохранения . Мед. работники будут ориентированы на качество медицинской помощи. Работодатели – на сохранение и укрепление человеческого капитала. Больные на повышение ответственности за свое здоровье.
Преимущества ОСМС-
1. Вводится принцип солидарной ответственности государства, работодателей и граждан за свое здоровье.
2. Благодаря тому , что финансирование идет из нескольких каналов, система здравоохранения становится устойчивой. При этом деятельность фонда будет прозрачной и строго контролируемой.
3. Эффективность использования.
4. Качество медицинских услуг в системе ОСМС будет обеспечиваться : совершенствованием стандартов в области здравоохранения, клинических протоколов и алгоритма по организации оказания медицинской помощи; аккредитацией медицинских организаций; внутренней экспертизой качества медицинских услуг; дополнительным образованием медицинских работников; государственным контролем в сфере оказания медицинских услуг.
5. Закуп у субъектов здравоохранения услуг по оказанию медицинской помощи в системе ОСМС будут осуществляться на основании принципов: сбалансированности доходов системы ОСМС с обязательствами по оказанию медицинской помощи; обеспечения территориальной доступности медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования; равенства субъектов здравоохранения; добросовестной конкуренции; качества и эффективности оказания медицинских услуг;